Игровая технология
Авторы – К. Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.
Концептуальность:
• Игра – форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего, имманентного личности (Д. Н. Узнадзе).
• Игра – пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).
• Игра – свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А. Н. Леонтьев).
По определению Г.К. Селевко, игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая технология – педагогическая технология, основанная на активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Понятие» игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроке при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игровая ситуация создается с целью:
1. Побуждения стимулирования к учебной деятельности, четкой постановки промежуточных целей, задач.
2. Создание позитивного эмоционального настроя в работе.
3. Совершенствование умений управлять своим поведением
4. Сделать урок интереснее и разнообразнее.
5. Игра должна сочетаться с программным материалом и решать хотя бы одну из трех задач: образовательную, воспитательную, развивающую.
6. Создание психологической готовности детей к речевому общению.
Игровая деятельность является основной деятельностью для ребенка.
Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим целям урока: обучающие, контролирующие, обобщающие. Обучающей будет игра, если учащийся, участвуя в ней, приобретает новые знания, умения и навыки. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Каждая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.
Ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: путешествие, дискуссии, пресс-конференции и др. Чтобы возбудить интерес к счету, можно применить следующие ролевые игры: «Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Эстафета», «Закодированный ответ», «Рыбалка».
В деловых играх на основе замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Примеры игр: «Строитель», «Магазин», «Почта».
Игровые моменты используются на любых этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, на этапе рефлексии. Урок может полностью строиться на игре – урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка, урок- К ВН, урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», Морской бой».
Используются задачи-шутки, загадки, игры на внимание, игровые физкультминутки.
Задачи учителя при использовании игровых технологий:
1. Подобрать игру, которая сочетается с материалом урока.
2. Подобрать игру, доступную для учащихся (учитывать возрастные особенности и интересы).
3. Использование различных типов игр.
4. Объяснить учащимся правила игры.
5. Организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирование у них таких основных приёмов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.
Чаще всего в своей педагогической практике использую следующие формы игровой технологии:
1. Применяю уроки-путешествия, в результате проведения которых закрепляются знания, умения и навыки у учащихся, также для углубления и , осмысления учебного материала.
2. Провожу игру «Аукцион знаний», математические викторины с целью активизации знаний на уроках обобщения и повторения перед контрольной работой.
3. Использую на своих уроках ролевые игры «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Эстафета», «Закодированный ответ», «Рыбалка».
4. Игры-упражнения направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала, Это разнообразные кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки, игры на внимание, игровые физкультминутки.
Основными достижениями в применении данной технологии являются:
1. Способствует лучшему усвоению материала (работает непроизвольная память).
2. Формируются вычислительные навыки у учащихся.
3. Развивает память и логическое мышление, наблюдательность.
4. Вера в реальность побуждает к решению поставленных задач на уроке.
5. Формируется нормативное поведение, умение следовать определенным правилам.
6. Повышается учебная мотивация. Приносит психологический комфорт, радость, удовлетворенность ( в игре нет «троечников», есть только игроки)
7. Каждый ребенок получает возможность реализовать свои творческие способности.
Трудности в использовании технологии:
• Требует большого творческого потенциала от самого учителя.
• Необходим большой запас времени на подготовку и проведение подобных занятий.
• Трудность воспитания и сохранения дисциплины в рамках всего учебного занятия.
|