Пятница, 03.05.2024, 01:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Климишиной Елены Геннадьевны

Форма входа
Категории раздела
Классное руководство [8]
Статьи [7]
Технологии обучения [7]
Занимательная математика [8]
Занимательная математика
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Статьи

    ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ ВО ВРЕМЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

    ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ ВО ВРЕМЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

    Климишина Е.Г.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Пушкинский Московской области «Братовщинская средняя общеобразовательная школа»

    lena-klm@yandex.ru

    В наиболее острые периоды пандемии коронавируса в 2020 году школам приходилось переходить на полный дистанционный режим обучения. Математика не стала исключением, уроки по этой дисциплине тоже вились дистанционно. Несмотря на многие явные положительные аспекты такого перехода, были сформированы и множественные проблемы, часть из которых специфические, а некоторые – общие. В рамках статьи будут представлены все проблемы, с которыми столкнулись преподаватели по математике во время дистанционного обучения.

    В первую очередь важной проблемой была техническая оснащенность. Так, как ученики, так и педагог могли не иметь необходимого минимального оборудования для формирования самой возможности заниматься дистанционно. Это ноутбук или стационарный компьютер с стабильным выходом в Интернет. Без этих элементов дистанционное обучение в целом становилось невозможным [2].

    Иные технические приспособления необходимо считать дополнительными, например, видеокамера и микрофон. Без них дистанционное обучение возможно, однако, сразу формируются трудности. Так, во-первых, отсутствие дополнительного оборудования ведет к возможности применять лишь офлайн-коммуникацию. Под этим термином предлагается понимать дистанционное обучение, при котором педагог и ученики контактируют асинхронно через передачу сообщений, материалов и иных элементом между собой. Отсутствие синхронной коммуникации делает процесс обучения менее эффективным, так как педагог не видит эмоции ребенка, он может не понять, сложно ли ему, необходима ли помощь и так далее. Здесь же возникает проблема контроля – если существует синхронная коммуникация, то существует хотя бы вероятность того, что педагог сможет выявить помощь, которую оказывают ученику при проверке знаний [3].

    Синхронная коммуникация тоже имеет значительные проблемы. Так, например, ученики могут быть не готовы в этическом направлении к проведению таких занятий. Речь идет о том, что в момент видеоконференции каждый звук передается сразу всем ее участникам, а значит те, кто желают контактировать со своим одноклассником, будут определенно затруднять процесс обучения для остальных. Возникает и иная дилемма – как обучающийся должен поступать, если он хочет задать вопрос, ответить на него и так далее. Это требует от педагога заранее сформировать такие правила.

    Математика является дисциплиной, которая требует полной концентрации, без которой решить задачу правильно чрезвычайно сложно. Педагог при очном формате обучения может полностью контролировать такую обстановку, дистанционное обучение лишает его этой возможности. Учеников могут окружать шумные родственники, соседи, домашние питомцы, существуют иные отвлекающие факторы, например, желание и возможность посмотреть телевизор и так далее. В итоге, часто ученики менее сконцентрированы, что определенно негативно влияет на процесс решения задач, что является одной из основных частей при проведении математического урока.

    Если предыдущий пункт в первую очередь относился к синхронной коммуникации, то у асинхронной коммуникации этих проблем нет, так как обучающийся может отложить решение задач на более тихое время суток. Однако, это формирует иную проблему – корректность распределения времени и нагрузки. Так, постоянно откладывая, например, решение задач, ученик может самостоятельно создать проблему, при которой ему придется делать это в самый последний момент, что определенно приведет, либо к многочисленным ошибкам (сконцентрироваться уже не получится), либо к невозможности решить задание по причине того, что необходимая подготовка не была реализована.  

    Возвращаясь к проблеме технической оснащенности, можно дополнительно представить еще одну трудность – полноценное и эффективное дистанционное обучение возможно, однако, оно требует достаточного числа программ и технику и каждой из сторон. Так, например, наиболее результативным вариантом является применение документ-камеры, которая позволяет педагогу непосредственно наблюдать за решением задачи [1]. Для математической дисциплины это важно, так как логика ученика наблюдается именно при решении, более того, можно сразу предупредить возникновение ошибки. Для педагога это оборудование менее важно, однако, ему требуется наличие программного обеспечения, которое заменит ему доску. При этом важно выбрать программы, которые позволяет не набирать, а именно начертать формулы. В первую очередь это необходимо для скорости – набирать с помощью клавиатуры формулу достаточно сложно для начинающего или непродвинутого пользователя компьютера, а начертать с помощью компьютерной мыши сможет даже ребенок.

    Нельзя не отметить, что педагогу требуются Интернет-ресурсы для формирования материалов для проведения занятий. Он может, как воспользоваться готовыми дидактическими материалами, так и самостоятельно трансформировать свои наработки в цифровой формат. Первый вариант существенно проще, однако, здесь может возникнуть проблема качества – в уже готово материале могут быть допущены ошибки, он может быть неполным, слишком сложным, легким и так далее. В итоге, иногда выявление материалов, соответствующих всем требованиям, занимает дольше, чем их перевод в цифровой формат.  

    Несмотря на все проблемы дистанционного формата, по мнению автора статьи, необходимо его развивать. Причина заключается в том, что он дает возможность многим ученикам получать образование без существенных трудностей относительно физического перемещения. При этом формируется защита для детей от заболеваний, что тоже важно в «сезон простуд». Многие дети начинают учиться лучше, так как для них формируются комфортные условия дома, некоторым из них начинают в большей степени помогать взрослые при подготовке домашнего задания, иногда выделяются одаренные дети, которые не могли продемонстрировать свои таланты в условиях традиционных занятий (например, им нужно больше времени на решение задачи, предоставив его, он смогут дать правильный ответ, в отличие от остальных).

    Другим значительным плюсом дистанционного обучения является его доступность. В контексте рассматриваемой учебной дисциплины, учитель может использовать различные вариации и схемы дистанционного обучения. К примеру, на уже существующих платформах, таких как система Moodle, Яндекс.класс, Google classroom, Е-стади и другие. Ниже приведены некоторые схемы [4]:

    • варианты дистанционных курсов или проведение онлайн-уроков, здесь преподаватель может спокойно создавать чаты/классы, доступ к которым будет только у обучающихся и проводить работу подобным образом;
    • обучение с помощью тренажеров (типовых тестов, заданий), которые выполняют обучающиеся, а затем проверяются учителем;
    • использование вебинаров, на которых учитель подробно рассказывает о выполнении заданий и типичные ошибки;
    • использование в видеоуроков в качестве дистанционного обучения.

    Дистанционные образовательные технологии бывают различных видов: кейс-технологии, информационно-коммуникативные технологии, компьютерно-сетевые. Все они используются для решения разных образовательных вопросов. Таких как: более углубленное изучение тем, восполнение пробелов в знаниях обучающихся, дополнительное образование по интересам, а также подготовка к экзаменам.

    Подводя итог, делаем вывод о том, что при проведении дистанционных уроков математики, как ученики, так и педагог могут столкнуться с многочисленными проблемами. При этом дистанционный формат имеет множество положительных аспектов, потому трудности необходимо решать. По мнению автора статьи, многие из проблем можно решить путем предоставления технических возможностей для всех участников процесса. Здесь требуется в первую очередь помощь государства, которое может провести оснащение школ нужным оборудованием, что сформирует полноценную возможность для педагога проводить свои уроки дистанционно. Если ему будет разрешено временно забирать оборудование домой, то и преподаватель будет полноценно проводить занятия из своего дома. Все иные проблемы педагоги могут решить с помощью многочисленных нововведений и советов для учеников, например, о распределении учебного времени. В итоге, дистанционный формат может стать благоприятным для всех участников учебного процесса.

     

    Cписок литературы:

    1. Близнюк, С. П. Применение инструментов для проведения практических занятий по математике при дистанционной форме обучения / С. П. Близнюк, М. Д. Сейтеева // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2022. – Т. 22. – № 6. – С. 117-122.
    2. Семенов, В. А. Особенности применения дистанционных образовательных технологий и материалов на учебных занятиях по географии / В. А. Семенов // Russian Journal of Education and Psychology. – 2021. – Т. 12. – № 2-1. – С. 21-38.
    3. Семенова, О. С. Практическая химия в режиме дистанционного образования / О. С. Семенова // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. – 2021. – № 3(59). – С. 127-132.
    4. Полат Е.С., Петров А.Е.  Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России [Электронный ресурс]. URL: http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm
    Категория: Статьи | Добавил: lena-klm (25.02.2023)
    Просмотров: 60