Четверг, 02.05.2024, 19:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Климишиной Елены Геннадьевны

Форма входа
Категории раздела
Классное руководство [8]
Статьи [7]
Технологии обучения [7]
Занимательная математика [8]
Занимательная математика
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Статьи

    Формирование функциональной грамотности на уроках математики

    ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

     

    Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития математической грамотности для моих учеников, вижу в этом необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

    Для формирования математической грамотности использую на уроках и внеурочных занятиях как задания материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, базы задач ОГЭ (1-5 задания), ВПР, РДР, ГИА, так и задания различных математических сборников, диагностические работы на сайте РЭШ https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/login.

    В базе задач у меня имеются примеры заданий, связанные с другими предметами (математика-физика, математика-биология, математика-история, математика-экономика), а также примеры заданий с проблемной ситуацией.

    Для развития математической грамотности применяю на уроках задания из областей «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п. Эти задания на уроках использую:

    · как игровой момент на уроке;

    · как проблемный элемент в начале урока;

    · как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;

    · как задание для смены деятельности на уроке;

    · как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого-либо понятия на уроке;

    · как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;

    · некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;

    · собираю задания одного типа для проведения урока в соответствии с какой-то образовательной технологией.

    Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи практикую написание математических диктантов, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, различных математических терминов.

    В своей работе я стараюсь чаще использовать нестандартные практико-ориентированные задачи. Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:

    • - повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;
    • - трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;
    • - общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.
    • - наука – работа с формулами из различных областей знаний.

    На уроках математики и на внеурочных занятиях «Математический калейдоскоп» в 7 - 8 классе решаем практико-ориентированные задачи.

    Например, в начале урока во время «математической разминки» предлагаю следующие задачи для устного решения задачи на «деление с остатком»:

    1. Пачка бумаги «Белее снега» стоит 300 рублей. Тимур пришёл в магазин за бумагой, имея в кармане 10000 рублей. Какое наибольшее количество пачек этой бумаги сможет купить Тимур?

    2. В каждом кабинете офиса 7 рабочих мест. Какого наименьшего количества кабинетов достаточно, чтобы разместить 90 сотрудников?

    3. В доме 18 этажей, на каждом этаже по 3 квартиры. На каком этаже живет Маша, если она живет в квартире под номером 26?

    На уроке предлагаю рассмотреть решение следующих задач, решение которых выполняется на доске и в тетрадях:

    1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?

    2. В летнем лагере на каждого человека полагается 40 г сахара в день. В лагере 166 человек. Сколько килограммовых упаковок сахара понадобится на весь лагерь на 5 дней?

    3. Пол комнаты, имеющий форму прямоугольника со сторонами 5,5 м и 6 м, нужно покрыть паркетом прямоугольной формы. Длина каждой дощечки паркета равна 30 см, а ширина 5 см. Сколько потребуется таких дощечек для покрытия пола?

    Развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.

    Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

    • осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;
    • уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;
    • уметь критически оценивать данную информацию;
    • уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.

    Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

    7 – 8 классы

    • умение составить план прочитанного;
    • воспроизводить текст по предложенному плану;
    • умение пользоваться образцами решения задач;
    • запоминание определений, формул, теорем.

    9 классы

    • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
    • использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
    • подтверждение научных фактов;
    • конспектирование новой темы.

    Минутка чтения и устный счёт

    Задание: Прочитать и отметить слова, относящиеся к математике.

    Климат Сибири

    Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа.

    Севернее линии Сибирской железной дороги более полугода продолжается очень холодная зима, в середине которой случаются морозы в 40–50°, а местами и в 60°. Однако лето в Сибири теплое, а в южной половине – подчас даже жаркое и довольно продолжительное. Уже в конце мая, а на севере в июне под яркими лучами солнца идет сильное прогревание поверхности суши. Ртуть в термометре поднимается днем до 20 – 25°, а в начале июля в степной полосе нередко по нескольку дней подряд жара превышает 30 – 35°. Почти на всей территории Сибири летом много теплее, чем в соответствующих широтах европейской части.

    Математика в жизни (игра «объясни слово»)

    1 вариант

    Один объясняет (Вытягивает карточку)

    2 вариант

    Класс объясняет (Слово на слайде, весь класс видит, кроме одного)

    Примеры слов: периметр, перпендикуляр, процент, площадь, куб, треугольник, объём, дробь, корень, неравенство, уравнение

    При подготовке 7 8классов к ВПР решали следующие типы задач, в которых проверяется умение извлекать информацию, представленную в таблицах или на графиках; умения извлекать из текста необходимую информацию, делать оценки, прикидки при практических расчётах; умение представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

    Задача №1. Сотрудник некоторой фирмы 31 октября 2019 года провёл опрос среди коллег и составил таблицу 1, в которой, помимо фамилии, имени, отчества и дня рождения, указал полное число лет на день опроса (возраст).

    В каком году родился Глебов Алексей Михайлович?

    Решение: По данным таблицы определим, что Глебову Алексею Михайловичу 31 полный год на момент опроса. Поскольку день рождения Глебова Алексея Михайловича позже даты опроса, он родился в 2019 − 31 − 1 = 1987 году.

    Ответ: 1987.

     

    Задача № 3. При варке разные крупы увеличиваются в объёме по-разному. Очень сильно разваривается овсяная крупа. В меньшей степени — гречневая крупа и рис. Например, из одного литра (900 г) рисовой крупы получается 3 кг варёного рассыпчатого риса. Опытный повар знает, сколько воды требуется на определённый объём крупы, и никогда не ошибётся. Но всё равно на кухне каждой столовой есть таблица, где указано, как сильно разваривается каждый вид крупы.

    В студенческой столовой готовят курицу, а на гарнир — рис. В каждой порции 150 г варёного риса. Хватит ли 5 кг крупы для того, чтобы приготовить 150 порций риса?

    Решение: На 150 порций потребуется 150 · 150 : 1000 = 22,5 кг вареного риса. При приготовлении масса риса увеличивается в 3 ∙1000900 =313  раза. Значит, крупы понадобится 

    22,5 : 313  > 5 кг.

    Ответ: не хватит.

    На решение таких задач уходит на уроке много времени, поэтому я обычно, предлагаю учащимся сначала дома ознакомиться с условием задачи и наметить план решения. А уже на уроке мы обсуждаем предложения и идеи учащихся, учимся искать нужную информацию в тексте, аргументировать свою точку зрения. Разбираем, какие ошибки допущены в решении, какие можно было допустить и каким образом не допустить этих ошибок, обсуждаем возможность решать задачу другими способами. Оцениваю активную работу учащихся, отмечаю учащихся, решивших сложные задачи, предложивших хорошие идеи. В 8 классе стараемся решать практико ориентированные задачи еженедельно, большее внимание уделяется решению практических задач (ОГЭ 15 задания).

    Задания в ОГЭ по математике принимают характер прикладной направленности, но в учебниках их по-прежнему очень мало, поэтому я подключаю различные источники для поиска и внедрения в учебный процесс подобных задач.

    На уроках математики и на внеурочных занятиях «Математический калейдоскоп» в 9 классе решаем практико-ориентированные задачи:

    1. «маркировка шин»
    2. план местности
    3. дачный участок
    4. печь для бани
    5. листы бумаги
    6. зонт
    7. теплица
    8. квартира
    9. мобильный интернет и тарифы
    10. земледельческие террасы

    Для успешного решения таких задач нужно уметь:

    • Выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий.
    • Уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, производить возведение числа в степень, извлекать арифметический квадратный корень из числа.
    • Уметь переводить единицы измерения.
    • Уметь округлять числа.
    • Уметь находить число от процента и проценты от числа.
    • Уметь находить часть от числа и число по его части.
    • Применять основное свойство пропорции.
    • Уметь решать уравнения, неравенства.
    • Разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на рисунках.
    • Анализировать и пользоваться информацией из таблиц.
    • Анализировать и пользоваться заданными графиками.

     

     

    Категория: Статьи | Добавил: lena-klm (21.02.2023)
    Просмотров: 75