Пятница, 03.05.2024, 13:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Климишиной Елены Геннадьевны

Форма входа
Категории раздела
Классное руководство [8]
Статьи [7]
Технологии обучения [7]
Занимательная математика [8]
Занимательная математика
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Технологии обучения

    Технология обучения математике на основе решения задач
    Технология обучения математике на основе решения задач

     (Р.Г. Хазанкин)
    Чтобы научить решать задачи, надо их решать
    Д. Пойа

    Целевые ориентации:
    • Обучение всех на уровне стандарта.
    • Увлечение детей математикой.
    • Выращивание талантливых.
    Концептуальные положения
    • Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества.
    • Обучать математике = обучать решению задач.
    • Обучать решению задач = обучать умениям типизации + умение решать типовые задачи.
    • Индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных».
    • Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности.
    • Управлять общением старших и младших школьников.
    • Сочетать урочную и внеурочную формы работы.

    Особенности методики
    В системе форм учебных занятий особое значение имеют нетрадиционно построенные: урок-лекция, уроки решения «ключевых задач», уроки-консультации, зачетные уроки.
    1) Уроки-лекции раскрывают новую тему крупным блоком и экономят время для дальнейшей творческой работы. Их структурные элементы:
    - обоснование необходимости изучения темы;
    - проблемные ситуации, анализ этих ситуаций;
    - работа с утверждениями по определенной схеме;
    - обсуждение круга вопросов, которые близки к теме лекции и предлагаются для самостоятельной работы;
    - сообщение материала, выносимого на зачет, список литературы, дата проведения зачета;
    - разбор решения ключевых задач по теме.
    2) Уроки-решения «ключевых задач». Учитель вместе с учащимися вычленяет минимальное число основных задач по теме, учит распознавать и решать их.
    Виды работы с задачами:
    - решение задачи различными методами;
    - решение системы задач;
    - проверка решения задач товарищами;
    - самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных, на применение;
    - участие в конкурсах и олимпиадах.
    После разбора ключевых задач учитель организует работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем и в составлении. Ребятам рекомендуется иметь схемы решения: ими можно пользоваться и на уроках, и на контрольных. Подбор ключевых задач позволяет уменьшить перегрузку старшеклассников: им приходится решать их меньше и в классе, и дома. Знание только алгоритмов решения ключевых задач не может удовлетворить тех, кто проявляет особый интерес к математике. С ними нужно вовремя перейти к разбору задач нестандартных, например из журнала «Квант».
    3) Уроки-консультации, когда вопросы задают ученики по заранее заготовленным карточкам.
    Работа с карточками на консультации состоит в том, что:
    - задачи компонуются в группы по содержанию, методам решения, сложности;
    - вычленяется задача (из числа предложенных) или формулируется новая, решение которой является ключом к методике решения задач всей группы;
    - формулируется и решается одна задача, которая обеспечит знакомство школьников с решением нескольких задач из разных карточек;
    - подбираются ключевые задачи к задачам из карточек;
    - определяются источники, в которых содержатся решения отдельных задач, включенных школьниками в карточки;
    - включается дополнительная, важная для всех (по мнению учителя) задача.
    4) Зачетные уроки, цель которых - организовать индивидуальную работу, помощь старших ребят младшим, постепенно подойти к решению более сложных задач.

    Зачетные уроки - это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и для целей обучения, воспитания и развития. В процессе зачетов организуется вертикальная педагогика: у каждого ученика имеется научный руководитель из класса на ступеньку выше и подшефный ученик из класса на ступеньку ниже. Старшие принимают зачеты у младших товарищей. Эта форма проверки знаний дает огромные преимущества перед традиционными - опросом у доски и контрольными работами: снимает с учителя заботу о накоплении оценок; на уроках происходит творческое общение; проблемы обсуждаются свободно, можно высказывать любые мысли - плохой оценки или выговора не бывает.

    После повторения темы (предыдущего класса) старшие получают задание: подготовить карточку для приема зачета у ученика младшего класса. В карточку включаются вопросы теории, ключевые задачи и задания, учитывающие индивидуальные особенности сдающего (проблемы, интересы, способности).

    Зачет проводится по каждой теме, обычно раз в неделю. Огромную пользу получает и принимающий зачет: происходит переосмысление материала, систематизация, сопоставление нового и старого - и тем самым развивается мышление «экзаменатора».

    Алгоритм зачета:
    - школьник выполняет индивидуальное задание с карточки;
    - устный отчет старшекласснику (работа а паре);
    - старшеклассник разъясняет, если обнаружил непонимание сути или пробелы в знаниях;
    - беседа в паре до полного понимания:
    - я зачетную карточку принимающий выставляет три оценки: за ответ по теории, за решение задачи с карточки, за ведение тетради;
    - принимающий обозначает с помощью условных значков качество решения каждой задачи;
    - мотивация оценок.

    Чаще всего в своей педагогической практике использую следующие формы обучения математике на основе решения задач :
    1.Проведение уроков лекций, уроков зачетов уроков одной задачи, уроков решения задач.
    2.Составление своих задач учащимися по изучаемым темам.
    3.Работа со справочниками, энциклопедиями, научной литературой.

    Основными достижениями в применении данной технологии являются:
    Сам Р.Г. Хазанкин подытоживает основные направления своей системы в 10 заповедях:
    1. Стараться, чтобы теоретические знания ребят были как можно более глубокими. Школьники должны хорошо понимать глубинные взаимосвязи изучаемого предмета, знать и уметь пользоваться общими методами данной науки.
    2. Связывать изучение математики с другими учебными предметами.
    3. Систематически изучать, как использовать теоретические знания, решая за дачи; методы доказательства и общие методы решения задач.
    4. Руководящие идеи, общие приемы накапливать, систематизировать, исследовать в различных ситуациях.
    5. Учить догадываться.
    6. Продолжать работать с решенной задачей.
    7. Учиться видеть красоту математики - процесс решения и результаты.
    8. Составлять задачи самостоятельно.
    9. Работать с учебной, научно-популярной и научной литературой.
    10. Организовать «математическое» общение на уроке и после уроков.

    Внеклассные формы работы по предмету - неотъемлемая часть технологии
    Р.Г. Хазанкина. Кроме индивидуальной формы используются следующие: математические бон; математические олимпиады; КВН; математические вечера.

    Категория: Технологии обучения | Добавил: lena-klm (29.09.2013)
    Просмотров: 1497