Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Технология обучения математике на основе решения задач
Технология обучения математике на основе решения задач
(Р.Г. Хазанкин)
Чтобы научить решать задачи, надо их решать
Д. Пойа
Целевые ориентации: • Обучение всех на уровне стандарта. • Увлечение детей математикой. • Выращивание талантливых. Концептуальные положения • Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества. • Обучать математике = обучать решению задач. • Обучать решению задач = обучать умениям типизации + умение решать типовые задачи. • Индивидуализировать обучение «трудных» и «одаренных». • Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности. • Управлять общением старших и младших школьников. • Сочетать урочную и внеурочную формы работы.
Особенности методики В системе форм учебных занятий особое значение имеют нетрадиционно построенные: урок-лекция, уроки решения «ключевых задач», уроки-консультации, зачетные уроки. 1) Уроки-лекции раскрывают новую тему крупным блоком и экономят время для дальнейшей творческой работы. Их структурные элементы: - обоснование необходимости изучения темы; - проблемные ситуации, анализ этих ситуаций; - работа с утверждениями по определенной схеме; - обсуждение круга вопросов, которые близки к теме лекции и предлагаются для самостоятельной работы; - сообщение материала, выносимого на зачет, список литературы, дата проведения зачета; - разбор решения ключевых задач по теме. 2) Уроки-решения «ключевых задач». Учитель вместе с учащимися вычленяет минимальное число основных задач по теме, учит распознавать и решать их. Виды работы с задачами: - решение задачи различными методами; - решение системы задач; - проверка решения задач товарищами; - самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных, на применение; - участие в конкурсах и олимпиадах. После разбора ключевых задач учитель организует работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем и в составлении. Ребятам рекомендуется иметь схемы решения: ими можно пользоваться и на уроках, и на контрольных. Подбор ключевых задач позволяет уменьшить перегрузку старшеклассников: им приходится решать их меньше и в классе, и дома. Знание только алгоритмов решения ключевых задач не может удовлетворить тех, кто проявляет особый интерес к математике. С ними нужно вовремя перейти к разбору задач нестандартных, например из журнала «Квант». 3) Уроки-консультации, когда вопросы задают ученики по заранее заготовленным карточкам. Работа с карточками на консультации состоит в том, что: - задачи компонуются в группы по содержанию, методам решения, сложности; - вычленяется задача (из числа предложенных) или формулируется новая, решение которой является ключом к методике решения задач всей группы; - формулируется и решается одна задача, которая обеспечит знакомство школьников с решением нескольких задач из разных карточек; - подбираются ключевые задачи к задачам из карточек; - определяются источники, в которых содержатся решения отдельных задач, включенных школьниками в карточки; - включается дополнительная, важная для всех (по мнению учителя) задача. 4) Зачетные уроки, цель которых - организовать индивидуальную работу, помощь старших ребят младшим, постепенно подойти к решению более сложных задач.
Зачетные уроки - это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и для целей обучения, воспитания и развития. В процессе зачетов организуется вертикальная педагогика: у каждого ученика имеется научный руководитель из класса на ступеньку выше и подшефный ученик из класса на ступеньку ниже. Старшие принимают зачеты у младших товарищей. Эта форма проверки знаний дает огромные преимущества перед традиционными - опросом у доски и контрольными работами: снимает с учителя заботу о накоплении оценок; на уроках происходит творческое общение; проблемы обсуждаются свободно, можно высказывать любые мысли - плохой оценки или выговора не бывает.
После повторения темы (предыдущего класса) старшие получают задание: подготовить карточку для приема зачета у ученика младшего класса. В карточку включаются вопросы теории, ключевые задачи и задания, учитывающие индивидуальные особенности сдающего (проблемы, интересы, способности).
Зачет проводится по каждой теме, обычно раз в неделю. Огромную пользу получает и принимающий зачет: происходит переосмысление материала, систематизация, сопоставление нового и старого - и тем самым развивается мышление «экзаменатора».
Алгоритм зачета: - школьник выполняет индивидуальное задание с карточки; - устный отчет старшекласснику (работа а паре); - старшеклассник разъясняет, если обнаружил непонимание сути или пробелы в знаниях; - беседа в паре до полного понимания: - я зачетную карточку принимающий выставляет три оценки: за ответ по теории, за решение задачи с карточки, за ведение тетради; - принимающий обозначает с помощью условных значков качество решения каждой задачи; - мотивация оценок.
Чаще всего в своей педагогической практике использую следующие формы обучения математике на основе решения задач : 1.Проведение уроков лекций, уроков зачетов уроков одной задачи, уроков решения задач. 2.Составление своих задач учащимися по изучаемым темам. 3.Работа со справочниками, энциклопедиями, научной литературой.
Основными достижениями в применении данной технологии являются: Сам Р.Г. Хазанкин подытоживает основные направления своей системы в 10 заповедях: 1. Стараться, чтобы теоретические знания ребят были как можно более глубокими. Школьники должны хорошо понимать глубинные взаимосвязи изучаемого предмета, знать и уметь пользоваться общими методами данной науки. 2. Связывать изучение математики с другими учебными предметами. 3. Систематически изучать, как использовать теоретические знания, решая за дачи; методы доказательства и общие методы решения задач. 4. Руководящие идеи, общие приемы накапливать, систематизировать, исследовать в различных ситуациях. 5. Учить догадываться. 6. Продолжать работать с решенной задачей. 7. Учиться видеть красоту математики - процесс решения и результаты. 8. Составлять задачи самостоятельно. 9. Работать с учебной, научно-популярной и научной литературой. 10. Организовать «математическое» общение на уроке и после уроков.
Внеклассные формы работы по предмету - неотъемлемая часть технологии Р.Г. Хазанкина. Кроме индивидуальной формы используются следующие: математические бон; математические олимпиады; КВН; математические вечера.
|
Категория: Технологии обучения | Добавил: lena-klm (29.09.2013)
|
Просмотров: 1497
|
|