Пятница, 03.05.2024, 11:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Климишиной Елены Геннадьевны

Форма входа
Категории раздела
Классное руководство [8]
Статьи [7]
Технологии обучения [7]
Занимательная математика [8]
Занимательная математика
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Технологии обучения

    Технология группового обучения
    Технология группового (коллективного) обучения

    Авторы – В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, Н.Е. Щуркова.

    Главные цели – формирование навыков совместной деятельности учащихся и активизация учебного процесса по предмету.

    В.К. Дьяченко, известный российский педагог и психолог, автор множества трудов по коллективным способам обучения, считает уместным сочетание различных форм групповой работы – групповую, парную и индивидуальную.

    Другой исследователь коллективных форм обучения - И.Б. Первин выделяет пять уровней  коллективной учебно-познавательной деятельности:
    1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
    2) Работа в статичных парах.
    3) Групповая работа (на принципах дифференциации).
    4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
    5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

    В рамках групповой технологии класс делится на группы (постоянные, временные, однородные, разноуровневые и т.д.) для выполнения конкретных учебных задач, далее каждая группа получает задание и выполняет его сообща,  достигая определенного результата.

    Процесс групповой работы проходит три стадии:
    1) Подготовка к выполнению задания (формирование групп, инструктаж по выполнению будущей работы, постановка проблемы, раздача дидактического материала)
    2) Групповая работа (знакомство с розданным материалом, распределение задач в группе, индивидуальная работа с материалом, обсуждение полученных результатов и подведение общих итогов работы всей группы). Задание для всех групп может быть одинаковым, а может быть разным для различных групп.
    3) Заключительная часть (подводятся итоги работы всех групп, делается общий вывод, анализируется  достижение поставленной цели)

    Роль учителя сводится к подготовке необходимого дидактического материала, в выводе учащихся на проблему, контроль за деятельностью групп, оказание необходимой помощи в процессе работы, улаживание споров, подведение общих итогов.
     
    Чаще всего в своей педагогической практике использую следующие формы групповой работы:
    • Создание групп для проведения различных учебных занятий и внеклассных мероприятий (математические викторины, КВНы, уроки-путешествия, ролевые игры и т.д.)
    • Создание небольших групп (как правило, парная работа) при подготовке творческих работ или участия в конференциях (создание проектов, написание доклада или реферата и т.д.)
    • Работа по рядам в классе, состязания мальчиков-девочек, групп по схожим точкам зрения и т.д.

    Основными достижениями в применении данной технологии являются:
    1) Развитие коммуникативных способностей обучающихся (умение слышать других, строить свой ответ, подбирать аргументы, четко и лаконично формулировать свои мысли)
    2) Взаимное интеллектуальное, эмоциональное обогащение учащихся в группах
    3) Развитие навыков работы в группах, прививается чувство локтя, взаимопонимание и взаимная поддержка
    4) Обмен способами учебной деятельности
    5) Активизация самостоятельной познавательной деятельности учеников
    6) Формирование навыков работы с различными источниками информации для решения поставленных перед группой задач

    Трудности в использовании технологии:
    • Для эффективного проведения групповых занятий педагог очень хорошо должен знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе)
    • Необходимость постоянных занятий с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.)
    • Трудность воспитания и сохранения дисциплины в группах и в рамках всего учебного занятия
    • Дополнительные затраты времени на подготовку групповой работы (особенно трудно бывает разделить обучающихся класса на группы).


    Категория: Технологии обучения | Добавил: lena-klm (29.09.2013)
    Просмотров: 9259