Технология группового (коллективного) обучения
Авторы – В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, Н.Е. Щуркова.
Главные цели – формирование навыков совместной деятельности учащихся и активизация учебного процесса по предмету.
В.К. Дьяченко, известный российский педагог и психолог, автор множества трудов по коллективным способам обучения, считает уместным сочетание различных форм групповой работы – групповую, парную и индивидуальную.
Другой исследователь коллективных форм обучения - И.Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности: 1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели. 2) Работа в статичных парах. 3) Групповая работа (на принципах дифференциации). 4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели). 5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
В рамках групповой технологии класс делится на группы (постоянные, временные, однородные, разноуровневые и т.д.) для выполнения конкретных учебных задач, далее каждая группа получает задание и выполняет его сообща, достигая определенного результата.
Процесс групповой работы проходит три стадии: 1) Подготовка к выполнению задания (формирование групп, инструктаж по выполнению будущей работы, постановка проблемы, раздача дидактического материала) 2) Групповая работа (знакомство с розданным материалом, распределение задач в группе, индивидуальная работа с материалом, обсуждение полученных результатов и подведение общих итогов работы всей группы). Задание для всех групп может быть одинаковым, а может быть разным для различных групп. 3) Заключительная часть (подводятся итоги работы всех групп, делается общий вывод, анализируется достижение поставленной цели)
Роль учителя сводится к подготовке необходимого дидактического материала, в выводе учащихся на проблему, контроль за деятельностью групп, оказание необходимой помощи в процессе работы, улаживание споров, подведение общих итогов. Чаще всего в своей педагогической практике использую следующие формы групповой работы:
• Создание групп для проведения различных учебных занятий и внеклассных мероприятий (математические викторины, КВНы, уроки-путешествия, ролевые игры и т.д.) • Создание небольших групп (как правило, парная работа) при подготовке творческих работ или участия в конференциях (создание проектов, написание доклада или реферата и т.д.) • Работа по рядам в классе, состязания мальчиков-девочек, групп по схожим точкам зрения и т.д.
Основными достижениями в применении данной технологии являются:
1) Развитие коммуникативных способностей обучающихся (умение слышать других, строить свой ответ, подбирать аргументы, четко и лаконично формулировать свои мысли) 2) Взаимное интеллектуальное, эмоциональное обогащение учащихся в группах 3) Развитие навыков работы в группах, прививается чувство локтя, взаимопонимание и взаимная поддержка 4) Обмен способами учебной деятельности 5) Активизация самостоятельной познавательной деятельности учеников 6) Формирование навыков работы с различными источниками информации для решения поставленных перед группой задач
Трудности в использовании технологии: • Для эффективного проведения групповых занятий педагог очень хорошо должен знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) • Необходимость постоянных занятий с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.) • Трудность воспитания и сохранения дисциплины в группах и в рамках всего учебного занятия • Дополнительные затраты времени на подготовку групповой работы (особенно трудно бывает разделить обучающихся класса на группы).
|