Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Технология дифференцированного обучения
Технология дифференцированного обучения
Авторы – Л.С. Выготский, В.В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов); Н.П. Гузик (модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации). По мнению Г.К. Селевко, дифференцированное обучение – это 1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
В самом общем виде, дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с различными способностями и уровнем их развития. В основе данной технологии лежит теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития учитель должен хорошо узнать уже имеющиеся у учеников возможности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания.
Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т.д.)
В использовании дифференцированной технологии важно сочетание следующих этапов:
1) изучение индивидуальных особенностей учеников каждого класса, которых чаще всего по уровню обучаемости и познавательных возможностей условно можно разделить на три группы – высокая, средняя и низкая группы; для изучения способностей применяются методы наблюдения, анкеты, анализ выполненных работ и т.д.
2) отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы, который бы соответствовал уровню каждой из трех групп
3) учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов 4) разработка и использование в учебном процессе разноуровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для самостоятельной работы и проведения контроля знаний
5) этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым учеником и соотнесение его с соответствующей группой познавательной активности (остался в той же группе, можно перевести выше или опустился ниже).
Существует много способов и оснований дифференциации обучающихся (всего около 20 вариантов), среди которых мною чаще всего используются такие дифференциации: • по области интересов (гуманитарные, физико-математические и т.д.) • по уровню развития памяти • по уровню умственного развития (одаренные, способные, дети с ЗПР) • по темпам работы • по уровню самостоятельности в процессе познания • по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие, педагогически запущенные) и т.д.
В своей практике чаще всего мною используются такие приемы дифференцированного обучения: • создание нескольких вариантов проверочных и творческих работ разной степени сложности; • введение отдельных заданий повышенной сложности в дидактические разработки; • формирование объема заданий в зависимости от способностей ученика или группы учеников; • контрольные работы предлагается выполнять учащимся на индивидуальных карточках. До обучающихся доводится информация о критериях оценивания работы по количеству выполненных заданий.; • при изучении нового материала для слабоуспевающих учащихся учебный материал объясняется несколько раз в процессе закрепления упражнений по образцу. • на уроках закрепления нового материала обучающиеся выбирают сами темп решения заданий на уроке, так как номера заданий урока записываются заранее в начале урока на доске. Обучающиеся, решающие задания индивидуально, опережая класс, получают за урок оценки; • отдельным учащимся по желанию предлагается подготовить доклады, выступления, рефераты для выступления на уроке; • при подготовке к ГИА и ЕГЭ учащиеся 9 и 10, 11 класса решают задания различной степени сложности, иногда по выбору; • на уроках геометрии обучающиеся 10 класса выполняли практическую работу по изготовлению геометрических тел по выбору, кто сделал более сложное геометрическое тело, кто - более легкое. Соответственно оценки также варьировались; • обучающиеся девятых классов, используя проектную деятельность, выполнили самостоятельную работу по теме «Движение», составляли свои индивидуальные задачи по теме.
Данная технология позволяет:
1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого ученика, отчего улучшается взаимодействие по линии ученик-учитель
2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого ученика
3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным ученикам
4) поддерживать и повышать мотивацию обучения данному предмету
Трудности в использовании технологии: 1) трудности постоянной и всеобъемлющей диагностики развития способностей обучающихся 2) необходимость разработки и постоянного совершенствования разнопланового и разноуровневого дидактического материала
|
Категория: Технологии обучения | Добавил: lena-klm (29.09.2013)
|
Просмотров: 10363
|
|