Пятница, 03.05.2024, 17:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Климишиной Елены Геннадьевны

Форма входа
Категории раздела
Классное руководство [8]
Статьи [7]
Технологии обучения [7]
Занимательная математика [8]
Занимательная математика
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Технологии обучения

    Технология дифференцированного обучения
    Технология дифференцированного обучения

    Авторы – Л.С. Выготский, В.В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов); Н.П. Гузик (модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации).
    По мнению Г.К. Селевко, дифференцированное обучение – это
    1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
    2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

    В самом общем виде, дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с различными способностями и уровнем их развития.
    В основе данной технологии лежит теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития учитель должен хорошо узнать уже имеющиеся у учеников возможности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания.

    Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т.д.)

    В использовании дифференцированной технологии важно сочетание следующих этапов:

    1) изучение индивидуальных особенностей учеников каждого класса, которых чаще всего по уровню обучаемости и познавательных возможностей условно можно разделить  на три группы – высокая, средняя и низкая группы; для изучения способностей применяются методы наблюдения, анкеты, анализ выполненных работ и т.д.

    2) отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы, который бы соответствовал уровню каждой из трех групп

    3) учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов
     
    4) разработка и использование в учебном процессе разноуровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для самостоятельной работы и проведения контроля знаний

    5) этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым учеником и соотнесение его с соответствующей группой познавательной активности  (остался в той же группе, можно перевести выше или опустился ниже).

    Существует много способов и оснований дифференциации обучающихся (всего около 20 вариантов), среди которых мною чаще всего используются такие дифференциации:
    •    по области интересов (гуманитарные, физико-математические и т.д.)
    •    по уровню развития памяти
    •    по уровню умственного развития (одаренные, способные, дети с ЗПР)
    •    по темпам работы
    •    по уровню самостоятельности в процессе познания
    •    по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие, педагогически запущенные) и т.д.

    В своей практике чаще всего мною используются такие приемы дифференцированного обучения:
    •    создание нескольких вариантов проверочных и творческих работ разной степени сложности;
    •    введение отдельных заданий повышенной сложности в дидактические разработки;
    •    формирование объема заданий в зависимости от способностей ученика или группы учеников;
    •    контрольные работы предлагается выполнять учащимся на  индивидуальных карточках. До обучающихся доводится информация о критериях оценивания  работы  по количеству выполненных заданий.;
    •    при изучении нового материала для слабоуспевающих учащихся учебный материал объясняется несколько раз в процессе закрепления упражнений по образцу.
    •    на уроках закрепления нового материала обучающиеся выбирают сами темп решения заданий на уроке, так как номера заданий урока записываются заранее в начале урока на доске. Обучающиеся, решающие задания индивидуально, опережая класс, получают за урок оценки;
    •    отдельным учащимся по желанию предлагается подготовить доклады, выступления, рефераты  для выступления на уроке;
    •    при подготовке к ГИА и ЕГЭ учащиеся 9 и 10, 11 класса решают задания различной степени сложности, иногда по выбору;
    •    на уроках геометрии обучающиеся 10 класса выполняли практическую работу по изготовлению геометрических тел  по выбору,  кто сделал более сложное геометрическое тело, кто -  более легкое. Соответственно оценки также варьировались;
    •    обучающиеся девятых классов, используя проектную деятельность, выполнили самостоятельную работу по теме «Движение», составляли свои индивидуальные задачи по теме.

    Данная технология позволяет:

    1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого ученика, отчего улучшается взаимодействие по линии ученик-учитель

    2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого ученика

    3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным ученикам

    4) поддерживать и повышать  мотивацию обучения данному предмету

    Трудности в использовании технологии:
    1)    трудности постоянной и всеобъемлющей диагностики развития способностей обучающихся
    2)    необходимость разработки и постоянного совершенствования  разнопланового и разноуровневого дидактического материала
    Категория: Технологии обучения | Добавил: lena-klm (29.09.2013)
    Просмотров: 10363