Пятница, 03.05.2024, 15:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Климишиной Елены Геннадьевны

Форма входа
Категории раздела
Классное руководство [8]
Статьи [7]
Технологии обучения [7]
Занимательная математика [8]
Занимательная математика
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Технологии обучения

    Эвристическая технология
    Эвристическая технология
    (технология развития творческих способностей)

    Авторы – Аристотель, Имре Лакатос, В.А. Сухомлинский, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Л.Ф. Фридман, Е.Н. Турецкий,  П.Ф. Каптерев,  С. Л. Рубинштейн, А.В. Хуторской.

    Термин «эвристика» в переводе с древнегреческого языка означает «отыскиваю, открываю».   В одних источниках указывается, что впервые его использовал древнегреческий математик Папа Александрийский, живший во III веке до нашей эры, другие отдают пальму первенства знаменитому древнегреческому философу Аристотелю, который использовал свои знаменитые эвристические беседы, когда в результате системы вопросов спорящие стороны открывали совсем новое знание и пытались решить возникшую проблему.

    В ХХ веке большой вклад в раскрытие природы научных открытий английский философ венгерского происхождения Имре Лакатос, ввел понятия позитивной и отрицательной эвристики. Позитивная эвристика – совокупность правильных, истинных путей открытия нового научного знания, отрицательная – пути, которых следует избегать в процессе творческого поиска.

    Известные педагоги советского периода (В.А. Сухомлинский, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов и другие) уделяли большое внимание развитию творческих способностей учащихся через активные формы обучения, например, проблемные экскурсии, творческие конспекты, системы опорных сигналов, творческие книжки и т.д.

    В исследованиях советских и российских педагогов и психологов      Л.М. Фридмана и Е.Н. Турецкого выделены главные цели использования эвристической технологии:

    1) Развитие творческого мышления (умения применять имеющиеся знания и навыки в новой, нестандартной ситуации)
    2) Самостоятельное формулирование обучающимися целей в процессе обучения,  усвоение знаний, составление алгоритма способов достижения поставленных целей
    3) Сохранение и развитие познавательного интереса обучающихся к преподаваемым предметам
    4) Развитие творческих способностей обучающихся и возможность их реализации в учебной деятельности.


    Среди наиболее важных элементов эвристической технологии можно выделить:
    1) учитель преднамеренно создает проблемную ситуацию, которая стимулирует обучающихся на поиск новых способов решения возникших трудностей
    2) изучаемый материал дается ученикам не столько для запоминания и усвоения, сколько для его использования в решении творческих заданий
    3) учащимся предоставляется большая степень самостоятельности в творческом поиске
    4) оценивается не только правильность полученных выводов, но и главное -  творческий характер применения имеющихся знаний (чем более нестандартным является решение и способы его получения – тем выше оценка)

    Необходимыми условиями использования творческих заданий и развития творческих способностей обучающихся являются:
    •    креативность обучения (реализация творческих способностей как учителя, так и учеников);
    •    положительные мотивы обучения;
    •    интерес обучающихся;
    •    положительный микроклимат в коллективе, нацеленность на творчество;
    •    сильные эмоции;
    •    предоставление обучающимся большей свободы действий, вариантов работы.

    Наиболее часто мною в педагогической практике применяются такие формы эвристической технологии:
    •    составление кроссвордов, тестов и вопросов для викторин и проверочных работ;
    •    написание планов, конспектов, математических сказок и сочинений по заданным темам, рефератов и докладов на различные темы;
    •    составление текстовых задач на заданную тему, стенгазет,
    •    работы по изготовлению моделей многогранников.
    Главными результатами использования эвристической технологии являются:
    1) Формируются навыки решения нестандартных ситуаций.

    2) Увеличивается практическая значимость преподаваемых предметов.

    3) У учащихся формируются новые ценности, развиваются креативные способности, что крайне важно в процессе становления личности обучающихся.

    4) В процессе творческого поиска обучающиеся создают материализованные продукты в виде текстов, рисунков, поделок и т.д., которые могут быть использованы в учебном процессе для этих же учеников или их сверстников.

    5) Через решение нестандартных задач обучающиеся усваивают модели взрослого поведения, что способствует их успешной социализации.

    6) Творческие работы повышают познавательный интерес к предмету, создают комфортную атмосферу обучения и дают возможность проявить себя почти каждому ученику

    Трудности в использовании технологии:
    •    Требует большого творческого потенциала от самого учителя.
    •    Необходим большой запас времени на подготовку и проведение подобных заданий.
    •    Творческие задания применимы далеко не ко всем разделам, темам преподаваемых дисциплин.
    •    Сложность объективной оценки результатов творческих работ.
    •    Обязательно принимаются во внимание индивидуальные особенности обучающихся, особенно на стадии раздачи заданий (надо четко объяснить цели выполнения задания и дать ученику такое задание, которое ему точно под силу выполнить, которое его не обидит, а наоборот, мотивирует на познавательную деятельность).

    Категория: Технологии обучения | Добавил: lena-klm (29.09.2013)
    Просмотров: 1485