Суббота, 04.05.2024, 20:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики Климишиной Елены Геннадьевны

Форма входа
Категории раздела
Классное руководство [8]
Статьи [7]
Технологии обучения [7]
Занимательная математика [8]
Занимательная математика
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Статьи

    Самообразование учителя математики
    Самообразование учителя математики

    Воспитание, полученное человеком,
     закончено, достигло своей цели,
     когда человек настолько созрел,
     что обладает силой и волей
     самого себя образовывать в течение
     дальнейшей жизни, и знает способ
     и средства, как он это может  
     осуществить в качестве индивидуума,
     воздействующего на мир»
      А. Дистервег

    Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
     Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осозна-нии несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.   
    Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учите-ля. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответствен-ностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,
    Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «СА-МООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая са-мой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, тех-ники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занима-ющегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»

    Если процесс образования …
    1. Осуществляется добровольно;
    2. Осуществляется сознательно;
    3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
    4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
    … то речь идет о самообразовании.

    Учитель 21 века – это:
    •   гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, про-фессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
    •  умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обуче-ния и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий организовать ре-флексивную деятельность;
    •   обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
     Учитель должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
     Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях ин-формационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

     Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от учителя постоянного совершенствования знаний.
     Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день учителю предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя – это самообразование.
     Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности».

     Профессиональный рост учителя возможен только тогда, когда созданы в образо-вательном учреждении определенные условия. Для этого необходимо каждому учителю в соответствии с его профессиональными потребностями создать условия для работы с научно-педагогической информацией как в методическом кабинете, так и в Интернете. Сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности педагогов на район-ном уровне. Формировать атмосферу творчества и поиска в педагогическом коллективе.

    Основными критериями самообразования учителя являются:
    • эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества об-разовательного процесса, воспитанности школьников),
    •    творческий рост учителя,
    •    внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
    Условия для формирования мотивации профессионального самосовер-шенствования.

     Среди мотивов можно выделить следующие:
    •    мотивы успеха,
    •    мотивы преодоления профессиональных затруднений,
    •    мотивы, направленные на улучшение материального благополучия,
    •    мотивы профессионального признания,
    •    карьерные мотивы.

    Условия профессионального роста:
    •    самообразовательная работа над рефератом по теме;
    •    чтение методической, педагогической и предметной литературы;
    •    обзор в Интернете информации по теме;
    •    посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
    •    дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
    •    систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
    •    проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
    •    изучение информационно-компьютерных технологий;
    •    общение с коллегами в ОУ, районе и в Интернете;
    •    участие в конкурсах;
    •    помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
     
    Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессио-нально-методических знаний и умений, совершенствование профессионального уровня учителя.
     Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизи-ровать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

    Формы самообразования учителя:
    •   индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением про-фессионального и методического уровня;
    •   коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе.

    Самообразование должно начинаться с формирования мотивации на самообразование, обеспечивающее активную поисково-познавательную и творческую деятельность учителя.
    Направления самообразования учителя :
    Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
    •    Профессиональное (предмет преподавания)
    •    психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
    •    психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
    •  методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
    •    правовое
    •    эстетическое (гуманитарное)
    •    историческое
    •    иностранные языки
    •    политическое
    •    информационно-компьютерные технологии
    •    охрана здоровья
    •    интересы и хобби

    Источники самообразования:
    •    Телевидение
    •    Газеты, журналы
    •    Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
    •    Интернет
    •    Видео, аудио информация на различных носителях
    •    Платные курсы
    •    Семинары и конференции
    •    Мастер-классы
    •    Мероприятия по обмену опытом
    •    Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
    •    Курсы повышения квалификации
    •    Путешествия

    Формы самообразования учителя
    Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивиду-альная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и , к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.
    Составляющие процесса самообразования учителя:

    Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
    •    Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
    •    Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
    •    Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
    •    Совершенствовать свои знания в области классической и современной пси-хологии и педагогики
    •    Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
    •    Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры

    Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
    •    Систематический просмотр определенных телепередач
    •    Чтение конкретных педагогических периодических изданий
    •    Чтение методической, педагогической и предметной литературы
    • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
    •    Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по свое-му предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
    •    Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
    •    Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
    •    Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
    •  Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях ми-ровой педагогики
    •    Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
    •    Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
    •    Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
    •    Изучение информационно-компьютерных технологий
    •    Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
    •    Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
    •   Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражне-ниями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

    Результат самообразования:
    Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
    •    повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
    •    разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, про-граммы, сценарии, исследования
    • разработка новых форм, методов и приемов обучения
    •    доклады, выступления
    • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
    • выработка методических рекомендаций по применению новой информаци-онной технологии
    •   разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
    •    создание комплектов педагогических разработок
    •  проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобще-ние опыта по исследуемой проблеме (теме)
    Продуктивность процесса самообразования :
    Самообразование педагога будет продуктивным, если:
    •  В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собствен-ному развитию и саморазвитию.
    •    Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образо-вательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
    •    Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая ре-флексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под ре-флексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педаго-гической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и ди-агностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
    •    Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
    •    Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
    •    Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.


    Категория: Статьи | Добавил: lena-klm (20.09.2013)
    Просмотров: 4092